Учебник для вузов/ И.И. Беркович, Д.Г. Громаковский; Под ред. Д.Г. Громаковского; Самар. гос. техн. ун-т. Самара, 2000. 268 с. ББК 34.41 2 075 УДК 620.179.112 ISBN 5-7964-0164-5
Оглавление
- Глава 1. Основные представления о контактировании и трении соприкасающихся поверхностей
- 1.1. Анализ контактирования и оценка площади соприкосновения
- 1.2. Трение скольжения
- 1.3. Влияние скорости скольжения и температуры на свойства контакта и фрикционные колебания
- 1.4. Трение качения
- 1.5. Гидродинамическое трение
- Заключение
- Глава 2. Динамические процессы в узлах трения
- 2.1. Общая характеристика динамических явлений в узлах трения
- 2.2. Узел трения как объект моделирования в динамике машин
- 2.3. Динамическая характеристика узлов трения
- 2.3.1. Инерционные свойства узлов трения
- 2.3.2. Характеристика возбуждающих сил в узлах трения
- 2.3.3. Упругие свойства узлов трения
- 2.3.4. Диссипативные свойства узлов трения
- 2.3.5. Механизм рассеяния энергии при тангенциальных колебаниях
- 2.4. Общая схема оценки величины динамического нагружения в узлах трения
- Заключение
- Глава 3. Строение, физико-химические свойства и особенности состояния поверхностного слоя трущихся деталей
- 3.1. Строение, структура и дефекты материалов пар трения
- 3.2. Физические свойства поверхностных слоев
- 3.3. Влияние механической обработки на служебные свойства поверхностного слоя. Характеристики шероховатости поверхностей
- 3.4. Краткая характеристика некоторых вопросов теории строения, природы свойств и состояния материала поверхностных слоев
- 3.5. Обзор известных способов оценки активационных параметров разрушения материалов
- 3.6. Разработка и теоретическое обоснование нового способа оценки активационных параметров материалов при склерометрировании
- 3.7. Применение склерометрии для оценки энергии активации термомеханической деструкции смазочных материалов
- Заключение
- Глава 4. Изнашивание
- 4.1. Основные характеристики и виды изнашивания
- 4.2. Кинетическая интерпретация изнашивания
- 4.3. Термодинамическая интерпретация изнашивания
- 4.4. Физические методы изучения состояния поверхностных слоев
- 4.5. Применение рентгеновских методов исследования в трибологии
- 4.5.1. Пример исследования изнашивания шарниров шасси самолетов
- 4.5.2. Пример исследования изнашивания чугунных поверхностей
- 4.5.3. Пример комплексного исследования изнашивания при фреттинг-коррозии титановых сплавов
- 4.6. Общие сведения о проблеме моделирования изнашивания
- 4.6.2. Феноменологический подход
- 4.6.3. Концептуальный подход
- 4.6.4. Металлофизический подход
- 4.6.5. Термодинамический подход
- 4.6.6. Кинетический подход
- 4.6.7. Синергетический подход
- 4.6.8. Системе понятий использованных при разработке новой кинетической модели изнашивания
- 4.6.9. Процесс разработки и характеристика кинетической модели изнашивания
- Заключение
- Глава 5. Триботехника. Продолжение 5 главы
- 5.1. Характерные узлы трения транспортных машин
- 5.1.1. Основные узлы трения и изнашивание в двигателях внутреннего сгорания
- 5.1.2. Агрегаты шасси, трансмиссии и рулевого управления
- 5.1.3. Шины и проблемы движения колесных машин
- 5.2. Конструкционные материалы узлов трения
- 5.2.1. Металлические антифрикционные материалы
- 5.2.2. Антифрикционные материалы, получаемые из порошков и пластмасс
- 5.2.3. Фрикционные материалы
- 5.2.4. Полимерные материалы
- 5.3. Смазывание и смазочные материалы
- 5.3.1. Назначение смазочных материалов
- 5.3.2. Смазочные масла, их физико-механические свойства и методики оценки характеристик
- 5.3.3. Состав масел и механизм смазочного действия. Роль функциональных присадок к смазочным маслам
- 5.3.4. Опыт разработки и применения ресурсоповышающих фторсодержащих присадок к смазочным материалам
- 5.3.5. Требования к смазочным системам транспортных машин
- 5.4. Методы обеспечения высоких эксплуатационных свойств узлов трения
- 5.4.1. Специфика конструирования узлов трения
- 5.4.2. Основы расчетов при проектировании подшипников скольжения
- 5.4.3. Инженерные расчеты при использовании подшипников качения
- 5.4.4. Основные принципы конструирования подшипниковых узлов
- 5.4.5. Новое направление в обеспечении надежности и высокого ресурса опор роторных систем - магнитный подвес
- 5.4.6. Оценка долговечности узлов трения методами теории вероятности
- 5.5. Технологические методы обеспечения высокой износостойкости узлов трения
- 5.6. Обеспечение надежности узлов трения транспортных машин в эксплуатации
- 5.7. Новая техника для промывки деталей узлов трения
Аннотация
Изложены современные научные подходы трибологии о физической природе явлений, протекающих на фрикционном контакте, механике и термодинамике процессов трения, изнашивания и смазки. Рассмотрены молекулярно-кинетические аспекты и термоактивационный механизм формирования и разрушения поверхностных слоев. Большое внимание уделено основам фрикционного материаловедения, применяемым физическим методам исследования свойств поверхностных слоев, технологическим способам повышения износостойкости и эксплуатационных свойств деталей узлов трения.
В основе учебника лежат курсы лекций по трибологии, которые авторы читали студентам в Самарском и Тверском государственных технических университетах.
Предназначен для студентов специальностей 12.06.00 "Оборудование и технология повышения износостойкости и восстановления деталей машин и аппаратов", 12.01.55 "Ремонт и восстановление автомобилей" и 23.01.00 "Сервис и техническое обслуживание транспортных и технологических машин и оборудования", а также может быть полезен для студентов специальности 07.12.00 "Инженер - триботехник", инженеров, аспирантов и научно-технических работников, связанных с расчетом, конструированием, испытаниями и эксплуатацией транспортных машин.
Рекомендован Министерством образования РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, изучающих трибологию и машиностроительные дисциплины по автомобилестроению, двигателестроению и эксплуатации транспортных машин. Дата последнего изменения: 22.05.2001
скачать: глава 1, глава 2, глава 3,глава 4, глава 5_1, глава 5_2
|