Экономическая эффективность (выгода) от применения КСК
- Экономия денежных средств на ТО и ГСМ.
- Экономия времени на ТО и ремонте.
- Экономия энергоресурсов при промышленном применении в стратегических масштабах.
- Одна обработка на весь жизненный цикл автомобиля (оборудования).
- Простота применения, обработка происходит в процессе штатной эксплуатации.
- Безопасность, экологическая чистота.
- Существенное снижение вредных выбросов.
- Сбережение природных ресурсов за счёт экономии на ГСМ и запчастях.
С момента появления первого колеса человек пытается решить задачу увеличения срока службы используемых им механизмов. Несмотря на наличие новейших технологий по борьбе с износом и продлению срока службы автотранспорта и промышленного оборудования эта задача остаётся актуальной и поныне.
Причины износа.
Основными факторами, вызывающими износ и коррозию сплавов железа (стали и чугуны), являются:
-Электрохимическая коррозия. Основной фактор, разрушающий поверхности пар трения.
-Водородное истощение металлов. Этот фактор заложен в природе металлов.
-«Сухое» трение
К сожалению, не всегда масляный клин защищает пары трения от непосредственного контакта.
В результате, происходит микросварка выступов микрорельефа.
Способы борьбы с износом.
К сожалению, антифрикционные и противоизносные присадки, входящие в состав современных моторных масел, очень быстро теряют свою эффективность. Поэтому на сегодняшний день для решения проблемы снижения трения и защиты от износа наиболее эффективны специальные комплексы (выпускаемые отдельно добавки к моторным маслам).
Весь спектр этой продукции можно условно поделить на два класса.
I. Комплексы, предназначенные для поддержания и восстановления свойств стандартного пакета присадок, находящихся в масле, или изменения вязкости моторных масел.
II. Комплексы, предназначенные для воздействия непосредственно на локальные зоны трения и изменения их трибологических свойств (не воздействуют на масло).
Наибольший интерес представляют последние, которые образуют пять независимых групп товаров, присутствующих на рынке.
Модификаторы трения.
Принцип действия состоит в следующем: в процессе работы на парах трения формируются защитные плёнки, за счёт своей подвижности позволяющие в какой-то мере предотвратить непосредственный контакт металлов.
Содержат в своем составе мелкодисперсные частицы специальных веществ или соединений (дисульфида молибдена (MoS2), тефлона (политетрафторэтилена – ПТФЭ) и т. д.)
Реметализаторы
Принцип действия основан на процессе переноса мелкодисперсных частиц на контактирующие пары трения. Содержат в своём составе мелкодисперсные частицы металлов: медь, олово, серебро, свинец и т.д. В процессе работы заполняют микрорельеф, увеличивая пятно контакта. Основная функция – ремонтная.
Кондиционеры металла
В процессе работы воздействуют непосредственно на металл пар трения, создавая очень тонкий защитный слой. Защищают, но не восстанавливает.
Ремонтно-восстановительные составы
I. Действие ремонтно-восстановительных составов типа «РВС», «ХАДО», «НИОД», «СУРМ»,«ФОРСАН» и ряда других, основаны на свойствах природного минерала – серпентинита. При применении данных материалов и им подобных, в процессе проводимого ремонта на поверхностях пар трения механизмов, в зонах контакта формируется органометаллокерамическая пленка, предоставляющая собой жидкий монокристалл, выращенный на кристаллической решетке поверхностного слоя самого металла. Данная композитная металлокерамическая структура обладает высокой микротвердостью до 690-710 НУ.
II. Основные проблемы, возникающие при использовании ремонтно-восстановительных составов следует разделить на две основные группы:
А. Двигатели внутреннего сгорания.
Б. Соотношение показателей износа в парах трения «черный - цветной металл».
Применение вышеуказанных составов в двигателях внутреннего сгорания приводит к следующим проблемам:
Обработанный агрегат теряет температурную стабильность, то есть температура охлаждающей жидкости в контуре охлаждения перестает реагировать на режим – обороты коленчатого вала и нагрузку. Это является следствием того, что на пути основного теплоотвода от поршня через поршневые кольца появляется дополнительное тепловое сопротивление – металлокерамический слой. Это приводит в конечном итоге к многочисленным выводам из строя двигателей по причине перегрева деталей ЦПГ (чаще всего это происходит в предельных режимах работы. Помимо этого из-за резко возрастающих температур цилиндра происходит значительное увеличение расхода масла, а также нередки случаи отпуска термофиксирванных поршневых колец.
При применении ремонтно-восстановительных составов в парах трения с различными механическими свойствами, например: «тронк поршня – гильза цилиндра», «шейка коленчатого вала – вкладыш подшипника» и т.п., наблюдается простой абразивный износ, при котором твердые частицы минералов внедряются в мягкие поверхности, нарушая их структуру и ухудшая условия формирования смазочных слоев, что в конечном итоге приводит к выходу из строя механизма. Необходимо так же учитывать и то, что при использовании этих составов происходит неравномерное изнашивание пар.
Так в паре чугун – хром при использовании материала «РВС» износ хрома увеличивается на 13%, снижение износа чугуна на 35%, «СУРМ» - уменьшает износ хрома на 21%, увеличивает износ чугуна на 43%.
III. Эти и ряд других причин приводят к тому, что нашими специалистами в последнее время отмечается отказ ряда крупных потребителей (АО «Кременчугский автомобильный завод», ОАО «Северсталь», ООО «Объединенные уральские завод» (УралМаш), ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», РУП «Минский автомобильный завод» и др.) от продукции вышеуказанных компаний.
К основным причинам отказа от применения РВ составов следует отнести следующее:
§ Непрогнозируемость результата от применения (см. п. 2)
§ Отсутствие в стабильности качества продукции
§ Повышение цены на исходный материал
§ Неурегулированность финансово-хозяйственных отношениймежду патентодержателями, компаниями – производителями и компаниями – распространителями (отзыв лицензии у «Хадо», разделение НП «Русремонт» на Московскую и Санкт-Петербургскую компанию).
Композиция Силикатно-Керамическая
Композиция Силикатно-Керамическая (КСК) можно отнести к последнему поколению ремонтно-восстановительных составов. К принципиальными отличиям КСК от основных представленных на рынке РВ составов, является то, что в его основе заложены свойства ряда другогих природных материалов – шунгитов, форстеритов и пр..
Действие КСК основано на реализации в зонах трения под воздействием высоких контактных температур физико-химических реакций, при которых разрушаются пики шероховатостей. Продуктом реакций – соединениями металлов – заполняются впадины шероховатостей и дефекты поверхностей, образовавшихся в процессе эксплуатации силового агрегата. Испытания КСК показали, что чистота поверхности после формирования упрочненного слоя на 60-80% выше, чем до обработки, при этом показатели поверхностной микротвердости и изностойкости равны, либо выше чем после применения РВ составов предыдущего поколения. Кроме того, структура слоя обладает свойствами удержания масла.
Одним из явных преимуществ слоя, сформированного под действием КСК является то, что его коэффициент линейного расширения равен коэффициенту линейного расширения тела металла. По сути антифрикционный, износостойкий слой формируется на атомарном уровне и является структурой кристаллической решетки металла, что определяет высокую прочность слоя, в том числе и при экстремальных термодинамических воздействиях Слой формируется один раз, при начальной обработке и в дальнейшем не требует присутствия препарата в носителе.
Так же одним из принципиальных отличий КСК от ранних РВ составов, является его воздействие на цветные металлы (бронзы, латуни, баббиты и т.др.), что было отмечено в ходе испытательных работ на ОАО «Ижнефтемаш», ОАО "Северсталь" и др.. Следует также отметить крайнюю простоту в применении в сравнении с другими материалами.
|